Содержание материала

Участники школы

Аннотация проекта

Фермерство – актуальный и перспективный вид деятельности для сельской молодежи. При этом подготовку к данной деятельности надо начинать со школы. Для этого важно уделять особое внимание развитию предпринимательских компетенций учащихся как в процессе обучения общим предметам, так и в группах дополнительного образования для детей в кружках.

Особое внимание стоит уделить развитию предпринимательских навыков и умений, а также знакомству с фермерством как способом ведения собственного бизнеса в 9-11 классах.

Фактически, учащийся, посещающий данные занятия, должен при окончании учебного заведения быть способным к самостоятельной регистрации и ведению фермерского хозяйства, а также иметь представления об учебных заведениях профессионально образования, в которых ведется подготовка к ведению предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Школа молодого фермера

Проект «Школа молодого фермера» нацелен на выявление склонности учащихся 9 классов к получению профессионального образования в сфере сельского хозяйства и проведение курса по получению ими базовых знаний о растениеводстве, улучшении плодородия почвы, уходу и кормлению скота, профилактике заболеваний, кормопроизводстве, механизации, составлении бизнес-плана.

Общая сумма финансирования – 75 000 рублей, из них 50 000 рублей – средства гранта, 25 000 рублей – средства Ассоциации «КФХ и АПК Сибири».

Результат проекта: целенаправленное, осознанное поступление в профессиональные образовательные учреждения по специальностям сферы сельского хозяйства. Ассоциация «АПК и КФХ Сибири» на основе проекта сформирует базу участников в целях ежегодного привлечения к образовательным мероприятиям, деловым играм, тренингам в рамках своей деятельности, организации стажировок, а также содействии в трудоустройстве или содействии в организации фермерского хозяйства.

Школа молодого фермера

Описание проблемы

Фермерство, как деревенский образ жизни, сегодня является основным для большой части населения страны. Деревни и села стареют, а фермерство возобновляет традиционный уклад жизни, дает надежду на то, что село продолжит развитие, так как при возделывании земли по-прежнему получают урожаи, луга можно использовать для выпаса скота, который обеспечивает молоком и мясом потребности городского и сельского населения. Но, главное, фермерские хозяйства – это решение важной на сегодня проблемы: трудоустройство на селе. Можно сказать, что развитие фермерства – это укрепление позиции сельского муниципального образования, уменьшение безработицы в сельской местности, наличие рабочих мест и оплаты труда, поддержка общественных инициатив, помощь в решении вопросов местного значения.

Желание развивать родной край и трудиться на благо страны закладывается с детства, и оно неразрывно связано с любовью к своей малой родине. В чем заключается эта любовь? Все очень просто: когда молодой человек знает и ценит достопримечательности своего региона, когда он общается с людьми, прославляющими его производственную составляющую, когда он соприкасается с родной культурой, в нем зарождается особое душевное состояние.

Школа молодого фермера

Особенно явно его можно ощутить в сельской местности - там, где «живут» истоки нашей национальной самобытности, там, где формировались все промыслы, там, где находили вдохновение многие поэты и художники.

Ни для кого не секрет, что современный ребенок, активно использующий различные электронные гаджеты и живущий не только в городе, но и в селе, зачастую даже не имеет представления о том, как производятся хлеб, молоко, о том, как выращиваются сельскохозяйственные культуры, попадающие к нему на стол из магазина.

Наша задача - продемонстрировать ему современное сельское хозяйство, показать инновационные технологии, применяемые аграриями и развеять стереотипы о фермерстве, которые, к сожалению, еще прочно закреплены в умах подрастающих поколений.

Школа молодого фермера


Цели и задачи

Цель: формирование кадрового потенциала в сфере сельского хозяйства для сельских муниципальных образований из числа проживающей в них молодежи.

Задачи:

  • проведение профориентационных мероприятий в целях выявления склонностей и интереса к работе в сельскохозяйственной сфере;
  • проведение курсов в игровой форме, направленных на формирование базовых знаний в сфере сельского хозяйства, научных подходов, правовых и экономических требований;
  • формирование базы участников в целях сопровождения их при поступлении в профессиональные образовательные организации для содействия в прохождении стажировок, производственных практик, привлечении к мероприятиям Ассоциации, содействие в трудоустройстве или создании фермерского хозяйства в муниципальных районах Хакасии.

Докладчик - В.И. Прокудин

Содержание, стратегии и механизм реализации проекта

Содержание проекта: краткосрочные образовательные курсы.

Стратегия реализации проекта:

1 этап - проведение профориентационных мероприятий и формирование групп в муниципальных районах республики;

2 этап - проведение курсов;

3 этап - формирование базы участников проекта, сопровождение их в процессе поступления в профессиональную образовательную организацию;

4 этап – содействие в трудоустройстве или организации фермерского хозяйства.

Механизм реализации проекта: проведение курсов по вопросам сельского хозяйства, включающих лекции, игры, встречи с фермерами, тренинги, выполнение контрольных заданий.

Рассказывает Романов В.М.

Участники проекта

Учащиеся организаций среднего образования 9 классов сельской местности.

Группа формируется на основании рекомендаций профконсультантов отделов ГКУ «Центр занятости населения». Общее количество в группе – 20 человек. Всего - 200 человек из 8 муниципальных районов (Аскизского, Алтайского, Бейского, Боградского, Таштыпского, Орджоникидзевского, Ширинского, Усть-Абаканского) и 2 городских округов (Абаза и Сорск).

Школа молодого фермера

Партнеры проекта

  • Министерство образования и науки Республики Хакасия;
  • Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия;
  • Сельскохозяйственный институт аграрных проблем Хакасии;
  • Группа компаний ООО «АгроХимПром»;
  • Компания ООО «Нита-Фарм»;
  • ООО «Торговый Дом «Галактика».

Школа молодого фермера


Содержание проделанной работы

26 мая 2017 года проведено заседание рабочей группы, в которую вошли:

  1. Гринько Е.В., заместитель министра труда и занятости РХ;
  2. Башков А.А., первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РХ;
  3. Безрук Е.Л., профессор, зав. Кафедрой ветеринарной хирургии Сельскохозяйственного института;
  4. Романов В.М., кандидат ветеринарных наук, ветеринарный врач, ветсанэксперт ГКУ Республики Хакасия «Абаканская ветеринарная станция»;
  5. Прокудин В.И., старший научный сотрудник Института аграрных проблем Хакасии;
  6. Бронникова Л.И., региональный представитель группы компаний «АгроХимПром»;
  7. Козлов К.В., региональный представитель компании «Нита-Фарм».

Школа молодого фермера

Были определены темы семинаров, выстроен регламент проведения. С министерством образования и науки была достигнута устная договоренность о поведении мероприятий на базе общеобразовательных школ в административных центрах муниципальных районов.

Для повышения усвояемости информации Ассоциацией была выпущена тетрадь «Школа молодого фермера», содержащая основы агрономии, ветеринарии, экологии, экономики, логистики тиражом 210 экз. и объемом 28 листов.

Информация о проведенных мероприятиях освещалась на сайтах Ассоциации «КФХ и АПК Сибири», Общественной палаты РХ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РХ, Ассоциации «Крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России».

На базе «Золотая подкова»

Презентация проекта состоялась 26 октября 2017 г. на Форуме НКО и гражданских инициатив РХ «Общественные инициативы, как фактор развития гражданского общества» и 24 ноября на Агропромышленном Форуме юга Сибири в рамках площадок «Стратегии» и «Векторы развития сельских поселений».

26 июня Ассоциация «КФХ и АПК Сибири» в рамках проекта «Школа молодого фермера» провела обучающую программу для школьников 9-х классов Усть-Абаканского района. Мероприятие проходило на базе главы КФХ Эдуарда Ухварина «Золотая подкова».

17 школьников в течение дня познакомились с разными сторонами деятельности сельскохозяйственной отрасли. Так, Вадим Романов, кандидат ветеринарных наук, провел курс животноводства, из которого слушатели узнали об особенности содержания крупного рогатого скота, овец, коней, свиней и других животных, рассмотрели способы заготовки кормов, узнали о современных технологиях переработки сельскохозяйственной продукции.

Участники школы на базе «Золотая подкова»

Виктор Прокудин, старший научный работник института аграрных проблем Хакасии, рассказал о почве и ее составе, о необходимых микро и макроэлементах для получения хорошего урожая, о видах удобрений, о сельскохозяйственной технике, о проблемах экологии, связанных с развитием сельского хозяйства, производством и реализацией продукции, а также о других вопросах агрономии.

Андрей Попков, исполнительный директор Ассоциации «КФХ и АПК Сибири», провел лекцию об истории развития сельского хозяйства, а также провел обучение участников мероприятия составлению бизнес-проектов.

В завершении учебного дня специалист ФГБУ государственный заповедник «Хакасский» Светлана Михайлова организовала для ребят экологическую игру «Жизнь без отходов», в ходе которой участники узнали, что большая доля всего мусора в мире составляют сигаретные окурки, что самый покупаемый товар в мире – полиэтиленовый пакет, при этом более 100 тысяч животных и птиц в мире гибнет именно из-за него, что в России за год производится более 8 млрд. т мусора. Кроме того, они научились определять различные маркировки товара, рассмотрели, как должен вести предпринимательскую деятельность человек, ориентируясь на экологический баланс.

Прокудин В.И. рассказывает об агрономии

В течение дня КФХ Эдуарда Ухварина обеспечило ребят питанием из продукции, произведенной в хозяйстве, а такжепредоставило возможность покататься на спортивных лошадях.

12 октября в Бограде, в Доме детского творчества собрались 20 учащихся 9-х классов из Боградской и Знаменской школ, а в Шира - 22 учащихся из школ №4 и №18. Обе группы были сформированы при участии Министерства труда и занятости Республики Хакасия, а также при участии специалистов органов службы занятости районов.

- Мы провели анкетирование и отобрали для участия в Школе только тех ребят, которые действительно заинтересованы в этой теме и видят свое профессиональное будущее в данной отрасли, - отметила Наталья Булгакова, начальник отдела занятости по Боградскому району.

Романов В.М. перед аудиторией

Виктор Прокудин, старший научный сотрудник Института аграрных проблем Хакасии, познакомил ребят с различными вопросами в сфере полеводства и агрономии. Были затронуты темы севооборота, плодородия почвы, внесения удобрений и их видов, строения растений и их питания. Кроме того, лектор ответил на многочисленные вопросы ребят, в какое время лучше всего косить сено, как определить качество кормов, почему в огороде плохой урожай картофеля и другие.

- Фермер – это креативный человек, который должен иметь навыки в разных сферах. А первоначальные знания биологии, физики, химии и других необходимых предметов дает школа, - сказал Виктор Иванович, - И важно серьезно относится к учебе, так как только спустя время понимаешь, насколько важен этот базис знаний.

Школа молодого фермера


Вадим Романов, кандидат ветеринарных наук, провел собрания секции «Основы животноводства и ветеринарии», на которых рассказал о правильном рационе питания сельскохозяйственных животных, о профилактике болезней, о содержании скота и молодняка.

Андрей Попков, провел экскурс в историю мирового развития сельского хозяйства, а также лекцию об экономике в агропромышленном комплексе.

- История сельского хозяйства начинается с древнейших времен, и, когда спорят, какая профессия является первой, то это, несомненно, земледелец-животновод, а проще сказать фермер. Когда человек понял, что, только посадив зерно, он получит урожай, а вместе с молоком прирученной коровы это избавит от голода, началось развитие цивилизации, - сообщил Андрей Попков.

Прокудин В.И. делает доклад о плодородии почвы

20 октября 2017 года прошли мероприятия по введению в профессии «Ветеринар», «Животновод», «Зоотехник», «Агроном», «Экономист в АПК», которые состоялись в селах Аскиз и Таштып Республики Хакасия. Более 20 учащихся Калининской школы села Аскиз узнали о «Зеленой революции», о генномодифицированной продукции, о том, какую роль играют в сельском хозяйстве продукты сельхозхимии, какие меры принимают ветеринары, чтобы избежать возникновения опасных заболеваний у животных и т.д.

- Сельское хозяйство – один из столпов экономики Аскизского района, - сообщила нам в беседе специалист службы занятости по Аскизскому району Надежда Чебодаева. - В связи с этим, мы проводим целый ряд профориентационных мероприятий по приобщению подростков к профессиям, связанным с этой отраслью, и мы с радостью поддержали реализацию данного проекта.

Школа молодого фермера

Руководитель Управления сельского хозяйства Аскизского района Александр Зауэр сообщил: «Мы с готовностью поддерживаем все начинания Ассоциации «КФХ и АПК Сибири», особенно проекты, связанные с образованием. Просвещение всегда было платформой профессионализма. В данном случае ребята могут заблаговременно определиться с выбором профессии».

Виктор Прокудин, старший научный сотрудник Института аграрных проблем Хакасии, познакомил ребят с возможностями осуществления фермерской деятельности на территории Аскизского района. «Ребята, - начал выступление Виктор Иванович, - многие фермерские хозяйства вашего района составляют гордость сельского хозяйства Республики Хакасия – это Елизавета Обухова, Владимир Зимин, Иван Миндибеков, Александр Баев, Юрий Чебодаев и многие другие. Стремления к знаниям определяет компетентность и профессионализм, которые способствуют успешной карьере и высокому уровню достатка».

Школа молодого фермера

Многочисленные вопросы по профилактике болезней у животных задали участники проекта – школьники Таштыпской школы. Особый интерес у учащихся вызвала африканская чума свиней. Вадим Романов, кандидат ветеринарных наук, рассказал об очаге данного заболевания в Красноярском крае, о мерах, предпринимаемых ветеринарной службой в республике по предотвращению распространения заболевания.

- Мы рады тому, что задачи службы занятости и Ассоциации совпадают – это помощь в определении своего профессионального будущего, - заявил начальник отдела занятости Георгий Бутанаев. - Человек, который понимает свое предназначение в жизни – счастливый человек.

Школа молодого фермера

10 ноября в Копьевской СОШ в проекте приняло участие более 30 школьников. Большую заинтересованность участники Школы проявили к вопросам инфекционных заболеваний у скота, в частности африканской чуме свиней, к вопросам восстановления почвы, а также к образцам новой сельхозтехники и инновациям в сфере сельского хозяйства.

8 декабря состоялись заключительные сессии проекта в селах Белый Яр и Бея. В Алтайском районе на проект зарегистрировалось 27 школьников, в Бейском - 18 человек. В течение мероприятий ребята познакомились с технологиями ухода и содержания скота, производства продукции и переработки сырья, узнали о новых тенденциях в агрономии, о профессиях в агропромышленном комплексе.

Школа молодого фермера

Основная цель проекта была в обучении базовым знаниям школьников 9 классов сельскохозяйственных профессий, в помощи с профессиональным самоопределением и поступлением по специальностям сферы АПК в образовательные учреждения, по результатам тестирования после каждого мероприятия из 203 школьников, отобранных для участия в проекте, 84 подтвердили заинтересованность в получении специальностей в сфере АПК и трудоустройстве по профессии.

Данный проект подтверждает важность проведения профориентационных мероприятий, которые укрепляют уверенность школьника в правильности выбора профессии, а значит в институте/техникуме он будет учиться и специализироваться как профессионал с пониманием своего будущего предназначения, а в сельской местности появятся необходимые специалисты.

Школа молодого фермера


Отчет о выполнении календарного плана «Школа молодого фермера»

п/п

Мероприятие

Сроки исполнения (план)

Сроки исполнения (факт)

Достигнутые результаты

1

Проведение встречи рабочей группы с партнёрами проекта по утверждению плана работ

май 2017 года

26 мая 2017 года

Проведение встречи рабочей группы участников проекта, согласование деталей.

2

Проведение профориентационных мероприятий и формирование групп

май 2017 года

15 июня 2017 года

Проведение профориентационного мероприятия в с. Усть-Бюр Усть-Абаканского района, формирование пилотной группы школьников.

1-15 сентября 2017 года Проведение в муниципальных районах профориентационных мероприятий, формирование 7 групп из заинтересованных по направлению школьников 8-9 классов.
3

Алтайский район

16 сентября

8 декабря

Приняли участие 203 школьника из 8 муниципальных районов. После участия в тестировании устойчивая склонность к профессиональной деятельности в АПК выявлено у 84 человек, высказавших желание получить специальность в данной отрасли.

Аскизский район

23 сентября

20 октября

Бейский район

30 сентября

8 декабря

Боградский район

7 октября

12 октября

Таштыпский район

14 октября

20 октября

Орджоникидзевский район

21 октября

10 ноября

Ширинский район

28 октября

12 октября

Усть-Абаканский район

04 ноября

29 июня

4

Презентация проекта в Общественной палате РХ

на Форуме НКО

октябрь-ноябрь 2017 года

Презентация проекта:

26 октября 2017 г. на Форуме НКО и гражданских инициатив РХ,

 24 ноября на Агропромышленном Форуме юга Сибири

Присутствовали представители администраций муниципальных образований РХ, бизнес-сообщества, учебных заведений, коммерческих организаций, гражданского общества. Около 300 человек.

 

Перед аудиторией - Прокудин В.И. Перед аудиторией - Прокудин В.И.

Перед аудиторией - Прокудин В.И. Андрей Попков и Вадим Романов

Речь А.В. Попкова

Диплом победителя конкурса грантов Правительства Республики Хакасия

Первая страница презентационного материала

Презентационный материал